Фрагмент для ознакомления
2
Агрессивным считается любое активное, доброжелательное или враждебное по отношению к людям поведение[3]. Э. Фромм под агрессией понимает любые действия, которые причиняют или могут причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также всякому неживому объекту [24].
Существует ряд теорий, пытающихся объяснить детскую агрессию. Теория инстинкта гласит, что агрессия изначально является инстинктом самосохранения. Теория разочарования говорит о том, что к агрессии приводят отрицательные переживания, полученные, как правило, в раннем детстве. Теория обучения рассматривает агрессию как результат неправильного обучения. Ребенку также может не хватать внимания отца или матери, у него пропадает чувство защищенности, которое может дать только мать и отец.
Принято выделять две основные формы проявления агрессии – открытая и скрытая [24].
При открытой агрессивности ребенок может угрожать другим людям, дразнить детей, ломать вещи или издеваться над животными, драться, кусаться, плеваться ругаться плохими словами.
При скрытой агрессии ребенок может биться головой о стену, бить себя руками, кусать или царапать до крови себя самого, срывать заусенцы на пальцах.
Как отмечают исследователи, агрессивное поведение формируется у здоровых детей в раннем дошкольном возрасте под воздействием различных стрессогенных факторов, часто на фоне генетической предрасположенности и неправильного (негативно – оценочного) или гипертрофированно опекающего воспитания со стороны родителей.
Агрессивность, часто немотивированная, наиболее неприятная для окружающих форма деструктивного поведения. По мнению ряда исследователей, детская агрессивность может сохраниться на всю жизнь. Все агрессивные дети, не зависимо от типа, к которому они относятся, имеют неадекватную самооценку (как привило, завышенную), находятся в постоянном ожидании агрессии со стороны окружающих их людей (детей), внутренне ощущают, что их не любят, не ценят, будут обижать и бить. Соответственно они находятся в состоянии хронической защитно-оборонительной позиции[25,26,27].
Среди внешних факторов, особо способствующих формированию агрессивного поведения у дошкольников, следует выделить родительские факторы: недостаток материнского внимания; отклонения у отца (алкоголизм или преступные действия); злоупотребление психоактивными веществами со стороны родителей или родительского окружения; агрессия со стороны родителей, насилие, жесткая дисциплина и/или физическое или сексуальное насилие над детьми; неспособность родителей обеспечить адекватное и структурированное воспитание и необходимые ограничения; недостаток эмоционального участия, поддержки и любви со стороны родителей.
Чем в более раннем возрасте ребенок подвергнется воздействию данных факторов, тем глубже будет в дальнейшем невротическое нарушение, тем труднее проходить дальнейшая коррекция и психотерапия.
ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.Описание исследования
Экспериментальная часть исследования была организована на базе дошкольного образовательного учреждения. Исследованием было охвачено 20 детей старшего дошкольного возраста (10 девочек, 10 мальчиков) и их родителей.
Целью исследования является изучение влияния родительских отношений на развитие агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Особенности проявлений агрессивности у детей старшего дошкольного возраста определись с помощью графического теста «Кактус» М.А.Панфиловой (Приложение 1).
На диагностическом этапе были изучены качественные характеристики агрессивности детей, индивидуально-психологические особенности детей старших дошкольников, особенности влияния типа семейного воспитания на развитие агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования также была использована графическая методика «Кактус», направленная на работу с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность.
Исходя из анализа полученных данных, мы установили, что в экспериментальной группе высокий уровень проявления агрессивности выявлен у 4 детей (20%), на среднем уровне агрессивность проявляется у 12 детей (60%), низкий уровень агрессивности свойственен 4 дошкольникам (20%). По результатам графической методики «Кактус» можно увидеть состояние эмоциональной сферы детей, отметить наличие и интенсивность агрессивности, ее направление.
Представим полученные результаты. Следует отметить, что по результатам графической методики «Кактус» в целом характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и высокие показатели состояния эмоциональной сферы: повышенный уровень агрессии показали –14 детей, тревожности –17 детей, стремление к защите –17 детей, эгоцентризма – 12 детей, интровертированности –15 детей. После анализа рисунков была выделена группа детей с проявлениями достаточно высокого уровня тревожности и агрессии.
Из полученных результатов видно, что больше половины родителей принимают своего ребенка. Им нравится их ребенок таким, какой он есть на самом деле. Эти родители уважают, как индивидуальность ребенка, так и симпатизируют ему, активно одобряют его интересы и планы. Однако довольно большое количество родителей имеют низкие показатели по шкале «Принятие – отвержение». Это говорит преимущественно о том, что они склонны воспринимать ребенка плохим, неприспособленным и неудачником. Такие родители часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не способны и не умеют доверять ребенку и не уважают его.
Как показало проведенное исследование, большой части группы испытуемых присущ авторитарный стиль воспитания, выраженный в строгой дисциплине и безоговорочном послушании.
Помимо этого, особенности проявлений агрессивности у детей старшего дошкольного возраста можно определить с помощью методики «Моя семья» (Приложение 2).
Именно благодаря данной методике представляется возможным определить эмоциональное состояние семьи, выявить отношения между членами семьи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред.
Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2009. 336 с.
2. Берковиц, Л. Агрессия. / Причины, последствия, контроль. М.: Владос, 2011. 512 с.
3. Большой психологический словарь – Мещеряков Б.Г. Зинченко В.П. СПб.: Питер, 2003. – 889с.
4. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 358с.
5. Владин, В.З. Гармония семейных отношений. – Алматы, 2012. - 282с.
6. Гарбузов, В.И. От младенца до подростка – М.: Проспект, 2006. - 196с.
7. Дружинин, В.И. Психология семьи. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 295с.
8. Ковалёв, А.Г. Психология семейного воспитания. – М.: Проспект, 2006. – 354с.
9. Колосова, С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2014. – 224 с.
10. Крысько, В.Г. Психология и педагогика : учеб. пособие / В. Г. Крысько. – СПб. : Питер, 2009. – 271 с.
11. Куковякин, Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам. –Тверь: ЭКО, 2008. – 481с.
12. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: ЭКСМО, 2006. – 215с.
13. Левитов, Н.Д. Психические состояния агрессии. Вопросы психологии. №6. – 2011. С.18-21.
14. Лютова, К.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2010. - 190с.
15. Макаренко, А.С. Книга для родителей. ИТРК: – 2014. – 420с.
16. Маклаков, А.Г. Общая психология : учеб. для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2009. – 583 с.
17. Мамайчук, И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010. – 400 с.
18. Мамайчук, И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. № 5. – 2009. С.80-85
19. Можгинский, Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 2012. – 204 с.
20. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 280с.
21. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Е.И. Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; под ред. Е.Г.Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192с.
22. Сухомлинский, В.А.: Избранные педагогические сочинения. – М. : Педагогика, 1981. – 560с.
23. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
24. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М., 2011. – 306 с.
25. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция, СПб.: Речь, 2007. – 480 с.
26. Шварко, Л.И., Давыдова, О.И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление дошкольным образовательным учреждением. № 3. 2008, С. 39-45.
27. Шипицина, Л.М., Хилько, А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук, Р.В., Яковлева, Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2013. – 240 с.